Студенческий философский театр

Благотворительность в России №3(38)/2020

Сергей Синицын,
руководитель народного драматического театра Смоленского
государственного медицинского университета «Зеркало»

Из заявки на участие в конкурсе грантов

Проект направлен на определение в студенческой среде талантливых молодых
людей и формирование круга креативно мыслящей молодежи, для которой
высшими ценностями являются свобода, высокий уровень самооценки,
желание самореализации и самоутверждения в обществе, осознание
ответственности за сохранение и приумножение традиций национальной
культуры. В рамках проекта, юбилея театра «Зеркало» (15 лет) и года театра
в России мы планируем постановку спектакля «Возвращение Чацкого
в Москву» (по пьесе Е. П. Ростопчиной). Выбор данного произведения
актуален в контексте широкой дискуссии в современном российском
обществе об уникальности России, как о самостоятельном игроке не только
в сфере политики, но и сфере культуры. Особую миссию проекта мы видим
в интеллектуальном развитии и духовно-нравственном воспитании молодежи
и формировании активной жизненной позиции, вовлечении молодежи
в креативные формы социальной деятельности.

СГМУ, являясь одним из самым престижных вузов в регионе, обучает не только талантливых, креативных, целеустремленных студентов своего региона, но и студентов Брянской, Орловской, Тульской, Калужской, Орловской, Московской, Калининградской областей, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди наших студентов большое количество молодых людей, наделенных разнообразными дарованиями. И театр «Зеркало» дает им возможность реализовать свои таланты.

Участники творческого коллектива не только играют на сцене, но и создают декорации, моделируют костюмы, подбирают музыку, ставят танцевально-пластические номера. Театр «Зеркало» является мультирегиональным и интернациональным творческим коллективом.

В действующей труппе театра 38 человек. Но, учитывая пятнадцатилетнюю историю, можно сказать, что в творческом процессе участвовали десятки студентов, интернов, ординаторов,
молодых врачей.

Благодаря поддержке Фонда президентских грантов к постановке спектакля «Чацкий. Возвращение в Москву» удалось привлечь именитых мастеров сценического искусства: балетмейстера-постановщика Смоленского государственного театра драмы имени
А. С. Грибоедова — Елену Егорову, заслуженного артиста России Игоря Голубева, заслуженную артистку России Людмилу Лисюкову, художника по костюмам — Анастасию Шведову,
дизайн-проект декораций спектакля выполнил Дмитрий Родеоненков.

В целях расширения культурного взаимодействия в масштабах города достигнута принципиальная договоренность со Смоленским областным культурно-выставочным центром имени Тенишевых о совместном проведении культурных мероприятий для города и региона на долгосрочную перспективу с привлечением самой широкой зрительской аудитории.

В основу спектакля «Чацкий. Возвращение в Москву» положена пьеса Е. П. Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву после 25-летней разлуки» (продолжение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

Написанная в середине XIX века, в период острой дискуссии «западников» и «славянофилов», эта пьеса оказалась пот мнению цензуры слишком актуальной и даже опасной, потому никогда не ставилась на отечественной сцене. И, уступая произведению А. С. Грибоедова в лирической составляющей, пьеса Е. П. Ростопчиной превосходит по своему социальному драматизму прославленное произведение.

Уникальность спектакля «Чацкий. Возвращение в Москву» в том, что он синтезирует оба произведения: лирические интерлюдии-воспоминания из «Горя от ума» (диалоги молодых Чацкого, Софьи, Молчалина, Лизы) и опыт жизненных метаморфоз повзрослевших участников пьесы Ростопчиной.

Одним из «действующих лиц» спектакля становится Москва. Стандарты двойной морали, лицемерие и пафос высшего света, ложный патриотизм, борьба за место под солнцем, всепоглощающая жажда денег и — «вторичное бегство Чацкого из Москвы» — становятся лейтмотивами постановки, делают ее чрезвычайно современной. В ноябре 2019 года состоялись
гастроли театра «Зеркало» в Москве и Санкт-Петербурге. Спектакль «Чацкий. Возвращение в Москву» был показан на большой сцене Центрального Дома работников искусств и на сцене
театра Музея Ф. М. Достоевского. Спектакль, как и вся репертуарная политика молодежного театра в целом, были высоко оценены зрителями и театральными критиками. В одной из
рецензий отмечается: В Смоленске едва ли не самым ярким и запоминающимся событием
театрального сезона стал 15-летний юбилей студенческого театра Смоленского медицинского университета «Зеркало» и приуроченная к его празднованию премьера спектакля «Чацкий. Возвращение в Москву» по пьесе Евдокии Петровны Ростопчиной. Пьеса графини Ростопчиной стала продолжением комедии Грибоедова «Горе от ума». Предпринятые при жизни автора (Е. П. Ростопчина умерла в 1858 году) попытки напечатать комедию и поставить ее на сцене Александринского театра успехом не увенчались, поскольку пьеса не была пропущена цензурой. Смоленский спектакль в постановке художественного руководителя народного театра «Зеркало» Сергея Синицына — едва ли не первая сценическая версия этого во всех отношениях замечательного текста.

На счету НДТ «Зеркало» более 10 крупномасштабных театральных постановок. Среди них: «Дама с камелиями» (А. Дюма), «Последняя любовь Дон Жуана» (Э. Э. Шмитт), «Дядюшкин сон» (Ф. М. Достоевский), «Двенадцатая ночь» (У. Шекспир), «Женитьба Фигаро» (П. Бомарше).

Площадками для показа спектаклей театра являются Смоленский областной театр кукол им. Д. Н. Светильникова, Смоленский областной дворец культуры профсоюзов, Культурно-выставочный центр им. Тенишевых. Презентации арт-проектов театра «Зеркало» проходят на площадках Молодежного креативного пространства «ШТАБ» и Смоленского регионального
Центра народного творчества.

Молодежный философский театр СГМУ «Зеркало», в ряду других творческих коллективов отличается своими интеллектуальными кредо, сложившимися за годы творчества. Именно это
и делают его неповторимым творческим феноменом. Эти принципы — своеобразный устав театра, его творческий манифест.

Мы воспринимаем театр как интеллектуальное искусство, как возможность человека осмысленно прожить многообразие жизненных судеб, раскрытых в драматическом произведении, и научиться лучше понимать окружающих людей. И, чем сложнее,
ярче, пластичнее личность актера, играющего на сцене, тем убедительнее для зрителя станет созданный им сценический образ. Философский театр — это возрождение отношения к философии, как к искусству нравоучительных притч и сказок, в контексте которых, в иносказательной форме, раскрывается смысл бытия, Философский театр — это «бегство» философии от академической сухости и проповеди догматических ценностей в сферу креативного творчества, свободы и толерантности. Философский театр — это, прежде
всего, диалог студентов-актеров со зрительской аудиторией и его философские основания за период его существования верифицированы в многочисленных спектаклях, представленных на суд театральной публики и театральных критиков. Участников театрального коллектива отличает особый характер корпоративных отношений, в основе которых любовь к искусству, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь в решении творческих и учебных задач, креативность, неординарность и верность общему делу при абсолютной непохожести
и оригинальности каждого отдельно взятого индивида.

Можно утверждать, что театр «Зеркало» — это единственный в смоленском регионе студенческий театральный коллектив, работающий в формате крупномасштабных театральных постановок и более того, реализующий свои проекты не только на сцене СГМУ, но и на сценах профессиональных театров и по масштабам своей творческой деятельности имеет мало аналогов в системе высшего медицинского образования в масштабах России.

Смоленские государственные вузы в настоящее время, безусловно, являются самыми крупными социальными институтами, объединяющими молодежь и активно работающими со старшеклассниками, потенциальными студентами, и оказывающие серьезное влияние на формирование молодежной политики Смоленского региона. Творческий потенциал ведущих вузов Смоленска (и в качестве участников, и в качестве зрителей) позволяет реализовать самые смелые планы.

В планах народного театра «Зеркало» — постановка спектакля «Чайка», приуроченная к 160-летию со дня рождения А. П. Чехова и к 100-летию Смоленского государственного медицинского университета. Премьерные показы спектакля запланированы на декабрь 2020 года.

В заключении хочу отметить, что участие в конкурсе Фонда президентских грантов и победа в нем стала мощным организующим коллектив молодежного театра «Зеркало» стимулом к развитию, привлекло внимание людей к его деятельности и явилось мощным сигналом другим творческим коллективам Смоленского региона о поддержке государства реализации творческих инициатив и арт–проектов. Реализация проекта дала всем его участникам возможность соединить собственное стремление к успеху с опытом работы в команде в формате мозгового штурма, наладить неформальные отношения, приводящие коллектив к успеху.